Новости прокуратуры края

14/01/2010

Прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска проведено ряд проверок по фактам отказа управляющих компаний от заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения

Прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска проведено ряд проверок по фактам отказа управляющих компаний от заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

В ходе проведенных проверок установлено, что управляющие компании отказываются заключать указанные договоры, ссылаясь на то, что в соответствии с заключенными договорами управления многоквартирными домами не являются поставщиками коммунальных услуг гражданам, проживающим в этих домах, а также на то, что между собственниками жилых помещений и ресурсоснабжающими организациями заключены и непосредственно действуют договоры энергоснабжения, водоснабжения и водоответдения.

Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса правила применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Пунктом 3 статьи 539 Гражданского кодекса определено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними, и пунктом 4 указанной статьи установлено, что по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса применяются, если законом или иным правовым актом не установлено иное.

Также, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.

Таким образом, согласно положениям вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса. В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса к иным правовым актам относится и Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

В соответствии со статьей 426, пунктом 4 статьи 539, статьей 548 Гражданского кодекса приобретение исполнителем у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов и водоотведение (сброс сточных вод) с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами осуществляются на основании публичного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения).

Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено право на включение в договор управления многоквартирным домом условий, отличных от условий, установленных п. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ (публичный договор), а в силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса условия публичного договора, не соответствующие обязательным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.

Заключение договоров управления без соблюдения требований п. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ является нарушением пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422, пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса и влечет последствия, предусмотренные статьями 166 -168 и 180 Гражданского кодекса.

Гражданско-правовое регулирование энергоснабжения разделяется на две группы по признаку, кто является потребителем - физическое лицо, использующее энергоресурсы в бытовых целях (действуют, принятые в соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, (далее Правила № 307), или иной субъект гражданского права - абонент, использующий энергоресурсы для производственных и иных (небытовых) целей (действует Гражданский кодекс Российской Федерации).

Потребителем в соответствии с указанными Правилами № 307 является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Иерархия правовых норм исходит из того, что приоритет в применении имеют указанные Правила № 307, затем нормы об энергоснабжении (§ 6 главы 30 ГК) и только потом общие положения о купле-продаже (§ 1 главы 30 ГК).

Пунктом 8 Правил № 307 установлено, что условия договора ресурсоснабжения не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 и подпунктами "а" - "г" пункта 49 Правил № 307 обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица одновременно и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Таким образом, заключение управляющими компаниями договора управления многоквартирными жилыми домами без указания перечня предоставляемых коммунальных услуг, являются незаконными и подлежащими отмене в соответствий со ст. 166 - 168 и 180 Гражданского кодекса РФ и, следовательно, управляющие компании, заключившие договоры управления многоквартирными домами, в соответствии с приведенными нормами, обязаны заключить договоры ресурсоснабжения и водоотведение (сброс сточных вод) с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами.

Прокуратурой района управляющим компаниям, отказывающимся заключать договоры ресурсоснабжения, внесены 10 представлений, которые находятся на рассмотрении.