Результаты прокурорских проверок

Прокуратурой Хабаровского края проанализировано исполнение заказчиками законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

В соответствии с положениями ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик вправе при  определенных  условиях осуществить закупку товаров (работ, услуг) у единственного поставщика, минуя конкурентные способы размещения заказа.

 

В 2014 – 2016 годах органами прокуратуры края выявлено 169 нарушений федерального законодательства, внесено 57 представлений (11 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 25 представлений не рассмотрены), по постановлениям прокурора 8 виновных лиц привлечены к административной ответственности (5 административных дел находятся на рассмотрении), в суд направлено 1 заявление (находится на рассмотрении), органами прокуратуры края устранение нарушений поставлено на контроль.

 

В целом, заказчики правомерно осуществляют закупки у единственного поставщика, соблюдая при этом установленный порядок и предусмотренные ограничения.

 

Наибольшее количество нарушений законодательства о контрактной системе допущено заказчиками при размещении в ЕИС извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Так, Советско-Гаванским городским прокурором установлено, что администрацией городского поселения «Город Советская Гавань» информация о проведении торгов на оказание услуг по теплоснабжению, водоснабжению, электроснабжению с единственным поставщиком в 2014, 2015 годах, о заключенных контрактах, а также отчеты об исполнении контрактов не размещались в ЕИС.

 

Также в нарушение п. 26 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ  заказчиками не размещались дополнительные соглашения в ЕИС к контрактам на теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение при уменьшении количества поставляемого ресурса.

 

Аналогичные нарушения выявлены в деятельности городского поселения «Рабочий поселок Лососина», городского поселения «Рабочий поселок Майский», администрации Советско-Гаванского муниципального района.

 

По факту выявленных нарушений 01.12.2016 городским прокурором главам внесено 4 представления об устранении нарушений законодательства и недопущению их впредь.

 

В связи с выявлением аналогичных нарушений прокурорами Центрального, Индустриального районов г. Хабаровска, Аяно-Майского, Ванинского районов внесено 6 представлений, 2 из которых признаны обоснованными, остальные находятся на рассмотрении.

 

В ходе проверки осуществления закупочной деятельности в части определения начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) установлено следующее.

 

В соответствии с ч. 20 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок устанавливаются методические рекомендации по применению методов определения НМЦК. Указанные методические рекомендации утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567 (далее – Методические рекомендации).

 

Фактически расчет НМЦК производится на основании поступивших по запросам 3 коммерческих предложений.

 

Согласно сведениям, указанным в расчете НМЦК, составленном в целях формирования конкурсной документации по проверенным закупкам, заказчиками осуществляется анализ общедоступной ценовой информации, который не дал результатов. При этом фактически анализ общедоступной ценовой информации не осуществляется.

 

Вследствие неиспользования общедоступной информации о ценах при обосновании НМЦК происходит завышение НМЦК по отдельным закупкам (закупаемым товарам).

 

Неиспользование заказчиками общедоступной информации о ценах при обосновании НМЦК, является неэффективным планированием и осуществлением закупок, что является нарушением принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, установленного статьей 12 Федерального закона № 44-ФЗ. Указанное свидетельствует о неисполнении ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип эффективности использования бюджетных средств, который  означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

 

По представлению прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска от 21.11.2016 должностное лицо КГБУЗ «Детская городская клиническая больница № 3» за выявленные нарушения в части формирования НМЦК привлечено к дисциплинарной ответственности.

 

Заключаемые контракты в целом соответствуют положениям ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, вместе с тем, выявлены факты незаконного изменения их условий, и несвоевременного заключения.

 

Прокурором Хабаровского района выявлены 6 муниципальных контрактов, заключенных с единственным поставщиком, на предоставление коммунальных услуг, содержащих в нарушение положений ст.ст. 34, 95 Федерального закона № 44-ФЗ положения об их пролонгировании. По результатам проверки в адрес глав Тополевского, Князе-Волконского сельских поселений, сельского поселения «Село Ильинка» внесены 3 представления об устранении нарушений закона.

 

Как нарушение контроля заказчиками за надлежащим исполнением предусмотренных контрактом обязательств необходимо отметить нарушение сроков размещения отчетов об исполнении контрактов или не размещение их.

 

Указанные нарушения выявлены прокурорами Краснофлотского, Железнодорожного, Индустриального районов г. Хабаровска, г. Комсомольска-на-Амуре, по результатам проверок принесено 7 представлений, возбуждено 3 административных дела по ч.3 ст. 7.30 КоАП РФ, меры реагирования находятся на рассмотрении.

 

Все внесенные меры прокурорского реагирования, а также фактическое устранение выявленных в ходе проверок нарушений, находятся на контроле городских и районных прокуроров.